Марина Юденич. Что-то вроде рецензии

book coverМарину Юденич мне посоветовала почитать подруга. Добралась я до «Сент-Женевьев-де-Буа» в больнице, где делать мне было совершенно нечего. Книга, тем не менее, шла туго, потому я ее перемежала больничным чтивом: эстонскими рассказами для детей, романом какого-то сибирского самородка, повестью Хайнлайна. Между прочим, читая хайлайновскую повесть об экзамене на выживание, я поняла, откуда в некоторых книгах самого что ни на есть русского происхождения появляются диалоги с большим количеством «знаете ли» и «дружище» — это все отголосок книг, прочитанных писателями в детстве, где кальки с английского встречаются на каждой странице. После похождений подростков на другой планете возвращаться к Юденич было тяжело, но книгу я все-таки добила. А через пару недель после этого случайно наткнулась на ЖЖ писательницы, где она делится жизненной мудростью с посетителями и нападает на серых мышей.

Книга «Сент-Женевьев-де-Буа» — мистическая. Когда-то жила одна нехорошая семейка, в которой дети предали мать. Сами они тоже умерли не по-доброму. Сошедшую с ума дочь забрала в монастырь родственница, и их обеих вместе с монахинями погубил зловещий красный комиссар. На развалинах того монастыря таинственно погибает друг главного чеченского террориста. Правнук же зловещего комиссара, новый русский, торгующий оружием, встречает во Франции некую мистически привлекательную женщину. Женщина его едва не убивает. Главный чеченский террорист расследует гибель друга с помощью старого знакомого, журналиста, и поиски приводят его к нашему новому русскому. В финале новому русскому и главному террористу является призрак, отчего первый уходит в монастырь, а второй выкупает русских рабов, после чего погибает.

Рассказ перемежается откровениями о России: до перестройки большинство людей «что-то, конечно, делало, но из рук вон плохо, медленно и мало», а после «предпочло нищать, голодать, месяцами ходить на работу и там по-прежнему ничего не делать или делать что-то очень плохо, не получать за это ни копейки, но и не пытаться уйти и начать что-то заново». Можно бы предположить, что слова произнесенные героем книги, не обязательно совпадают с мнением автора… если бы они не дублировались, так или иначе, на протяжении всей книги.

Что можно сказать о писателе, чье представление обо всем населении России ограничивается «упырями», то бишь советской номенклатурой, и теми, кто разбогател в первые годы после перестройки; писателя, который относит всех тех, кто не входит в число тех и других, к «социальной базе упырей»? Да ничего, в общем, говорить не хочется. Такая проза – такое же свидетельство своего времени, как фильмы, прославляющие предприимчивых рэкетиров и продвинутых проституток; просто масштаб мечтаний немного иной. Если в известном перестроечном фильме героиня утверждала свое право на то, чтобы «купить любую шмотку, какую захочу», то герои Юденич уже наслаждаются комфортом лучших европейских отелей и надежностью телохранителей. Тут уже не просто уюта для тела хочется; нужна пища для души. Подходящая пища для души – это, конечно, мистика. При советском строе мистика отвергалась, а между тем она духовно обогащает. И весьма. Как именно обогащает душу вера в то, что души невинно убиенных способны за себя отомстить, не уточняется. Возможно, эта вера не позволяет отдельным предприимчивым убивать невинных. Опять же есть надежда на то, что при виде призрака главные террористы немедленно раскаются.

Все эти откровения подаются не абы как. Так и видишь, как герой становится на воображаемый пьедестал, после чего из его уст начинает литься цветастая, извилистая речь, хоть сейчас записывай. Автор и записывает.

Забавно читать этот памятник; думается, Марина Юденич при всей откровенности своего ЖЖ сегодня так уже бы не написала. Эпоха не та. Кстати, ее дневник мне и вовсе уж комментировать не хочется. Дачи советской номенклатуры… холодильник косметики… советы тем, кто хочет попасть в Рублевку (от той, что уже там)… это параллельная какая-то реальность, совсем уж неинтересная. Страшно подумать, что людям и впрямь интересно смотреть бесконечные передачи о покупке очередного Бентли или загородного дома в Лондоне. И не потому, что Бентли и Лондон – это плохо, не потому даже, что многим в современной России кушать нечего. Просто нового в таких новостях уж совсем нет; очень уж однообразен предлагаемый гламур. Как ни крути, жизнь многообразна, люди все разные, и работа всякое подкидывает, мир же, изображаемый Мариной Юденич, неизменно узок, как бы далеко не путешествовала она и ее герои.

Купить книгу «Сент-Женевьев-де-Буа» можно здесь.

Марина Юденич. Что-то вроде рецензии: 12 комментариев

  1. Отмечено нормальное, в общем-то, состояние молодой совковой буржуазии: искать простые и очевидные авторам исканий обоснования текущему положению дел. Зачем какие-то сложности? Путь к Олимпу прост и понятен: холодильник с косметикой, гламурная жопа в нежном майонезе и знакомый олигарх наперевес. Это было уже, и возможно ещё какое-то время будет, в разных странах, в разные эпохи. Ничего нового, в общем-то, поэтому и неинтересно. Интересно другое: лишь совсем недавно, может быть 5 лет от силы, до группы крупных российских буржуа вдруг доперло, что без сильного государства за спиной — они просто пыль болотная. Сколько бы они не пыжились и не пухли, натужно вываливаясь с пережору из «Бентли» методом важного переката. А это уже гамлетовские страсти какие-то получаются: у сильного государства не своруешь достаточно, а слабое — не защитит их «интересы», источники сырьевого «могущества».

    Нравится

  2. Да, видно больница не самое лучшее место для чтение этой книги. Я в свое время прочла ее на одном дыхании, начав после 10 вечера и закончив около 2-3 утра.

    Мистическая сторона книги просто заворожила меня. Как оказалось в последствии, М. Юденич просто написала вторую книгу на одну на из своих любимых тем : порой мы не властны над событиями — мы в ответе за грехи наших предков.

    Как мне кажется, в ее творчестве преобладают три идеи об корнях зла, которое коверкает настоящее ее героев.

    Я прочла практически все ее книги, кроме одной (из-за коммерческого названия), и только одна из прочитанных у меня что называется не пошла. Но сейчас, я перестала ждать ее очередной книги — началась перепевка старых идей.

    Кроме того, после того как автор стала вести телешоу, я разочаровалась в ней и порой думаю: а она ли написала эти книги? И даже ее страничка, уже не интересна. Но если бы я нашла ее года три тому назад…

    Может из-за моей привычки читать линиями «совково-перестроичные» рассуждения автора прошли мимо меня. НО мистические и психологические рассуждения — заставили меня задуматься и начать действовать. На смену беллетристики пришли более серьезные книги.

    Нравится

  3. Лучше не читать ни сам ЖЖ этой писательницы, ни ее поклонников, ни ненавистников. Чтение ЖЖ (а также политических форумов) — вообще верный способ стать мизантропом.

    заставили меня задуматься и начать действовать

    А это хорошо, каков бы ни был стимул. 🙂 Правда, мне не очень понятно, как осознание того, что мы не властны над событиями, может заставить кого-то действовать, но видно и впрямь главное порой — внешний раздражитель, а природа его не имеет принципиального значения…

    Дж. Перкинс
    Рассматриваемого автора всегда, кажется, кто-то защищал от физической опасности в той или иной мере, потому страх перед толпой данной персоне неведом. Тут, дяденьки, претензия на духовность и на владение умами. В общем, дела не для слабонервных.

    Нравится

  4. Помнишь историю как отец заставил двух сыновей выучить то ли французский то ли английский язык? Дух отрицания — порой великая сила 🙂

    Вот и меня недоумение, в особенности после того как главные героих двух книг все ж сумели прервать связь, побудило почитать действительно серьезные психологические книги. Хотя автор и говорила о своем психологическом образовании и опыте, я не могла поверить ей на слово. Тем более, что в те годы было довольно мало информации о ней самой.

    Нравится

  5. Алёна, мне это так знакомо, когда книга «не идёт», а «добить» её всё равно надо… Приходится читать несколько книг одновременно, что, конечно, радости не прибавляет. 😉
    Если учесть, что я читаю очень медленно и вдумчиво, можно представить, сколько времени у меня уходит на одну книгу, которая «не пошла»… Одна моя подруга вечно меня ругает, что я опять что-то не прочла. 😉 Но она говорит: «Зато ты всё хорошо помнишь». К сожалению, это неправда. У меня память очень избирательная. 😉 Иногда я, закончив роман, уже не помню, чем он начинался; но иногда могу почти дословно процитировать что-то из прочитанного несколько лет назад. С людьми то же самое. Сейчас, хоть убей, не могу выучить имена своих студентов из Монголии, хотя остальных запомнила с первого раза. Но это уже вообще не в тему. 🙂

    Tana,
    а что это за история?

    Нравится

  6. Может, и неправильно судить о писателе по одной книге, но больше одной книги данного автора я точно прочитать не смогу. Хотите режьте меня, а хотите — бейте (но я могу дать сдачи).

    Нравится

  7. Логичный вопрос, типа, изначальный пост же о книге… вроде бы… Ну ладно. Да хорошо я отношусь к Гарри Поттеру, отличные детские книги про дружбу, добро, борьбу со злом.

    Нравится

  8. Алёна, не сердись. 🙂 Читала я 6 романов о Гарри Поттере уже довольно давно, просто недавно опять слушала аудиокниги, читает Stephen Fry. Это потрясающе. 🙂 Текст почти не сокращён – последняя книга на 22 кассетах. Если будет возможность, послушай, такая волна позитива. 🙂 (Я брала кассеты в Британском Совете).

    Нравится

  9. Не сказала бы, что «Гарри Поттер», даже в исполнении Stephen Fry, — это волна позитива. Меня с трудом хватило, чтоб прослушать пятую, а уж шестую… Я просто взяла и прочла книгу.

    Лучше уж остановиться на 4 аудиокниге.

    Нравится

  10. Я знаю, что у этих книг полно недостатков и прекрасно их вижу. Но когда слушаю Стивена Фрая, просто оторваться не могу, забываю обо всём. 🙂 А такое со мной ну очень редко бывает.
    PS Последняя книга, которую я слушала, – это 5-я, 6-й я на кассетах не видела.

    Нравится

Оставьте комментарий